Open office / Open space

Как известно, «open-space» в дословном переводе с английского – «открытое пространство». По сути, это довольно распространенный тип устройства офиса. Его особенность заключается в том, что в одном помещении, иногда соединенном с кабинетом начальника, располагается несколько столов. В результате опроса, проведенного Российской газетой, стало ясно, что такой режим работы крайне негативно сказывается на психике сотрудников. Об этом типе устройства рабочего пространства, его минусах, а также о способах мириться с ними и пойдет речь.

 

 

Конечно, любая система имеет свои достоинства. Оpen-space – не исключение. Коллектив действительно чаще взаимодействует (и зачастую это сближает), в некоторых компаниях руководители находятся в одном помещении с подчиненными, что помогает наладить товарищеские отношения, информация распространяется быстрее (нет нужды в проведении долгих совещаний – находясь в непосредственной близости друг от друга, вы и так в курсе происходящего).

Но все же, как правило, open-space радует руководителей значительно больше, чем подчиненных. Открытый офис дисциплинирует сотрудников – соврать начальству труднее, уйти, не взяв отгул, невозможно, а за вашим поведением на рабочем месте наблюдает неусыпное око руководства, что не позволяет отвлекаться на посторонние занятия.

Оpen-space обладает как положительными качествами, так и отрицательными, причем последних несравненно больше, и именно из-за них многие не могут должным образом сосредоточиться в подобных условиях. Отсутствие личного пространства, невозможность поесть на рабочем месте (соседа по столу может раздражать запах конкретного блюда), разнообразные звуки, некомфортная температура, которую сложно согласовать с окружающими, – все это утомляет настолько, что командная работа уже не доставляет удовольствия, а постоянное общение с людьми вызывает раздражение.

Кроме того, среднестатистический работник вскоре начинает испытывать антипатию к начальству, под надзором которого приходится находиться – навязчивый контроль не нравится практически никому. Неудивительно, что тех, кто вынужден работать в open-space, все время находясь на виду, интересует, как свыкнуться с недостатками подобной офисной работы и сделать свою жизнь максимально комфортной.

Нужно заметить, что не в последнюю очередь этот вопрос должен волновать и начальство – велика вероятность, что сотрудники, чувствуя приближение нервного срыва, покинут насиженное место. Именно поэтому начать следует с нескольких простых советов руководству.

Оpen-space – тип рабочего пространства, находясь в котором обычный человек и так испытывает достаточно серьезный стресс. Лишнее давление только обострит ситуацию. Нет необходимости в жестком контроле над каждым сотрудником, прогулками между столами и ежеминутной проверке чужих мониторов. Организуйте перерывы на кофе или «перекуры», чтобы у подчиненных была возможность сменить род деятельности.

Желательно оборудовать некое подобие кухни или зону отдыха, если это позволяет размер офиса. Постарайтесь акцентировать внимание на радостных событиях и ни в коем случае не запрещайте сотрудникам общаться друг с другом по нерабочим вопросам. Неформальное взаимодействие необходимо для поддержания в коллективе теплой дружеской атмосферы, что является одним из главных условий успешной работы в открытом офисе.

 

Рекомендуется выбирать мебель таким образом, чтобы создавалась иллюзия разграниченного пространства: небольшие тонкие перегородки, к примеру, вполне подойдут. Кроме того, следует расположить как можно дальше друг от друга отделы, сотрудники которых нуждаются в тишине, и отделы, где без постоянного звукового сопровождения никак не обойтись. Уровень шума в целом следует контролировать: металлопластик частично изолирует звук, и лучше делать перегородки из этого материала. Также следует разрешить использовать беруши или наушники. Не будет лишним попросить подчиненных переговариваться между собой тише.

Частый повод для конфликтов между работниками – температура, влажность и свежесть воздуха. У каждого свои требования, и то, что приемлемо для одного, станет причиной увольнения другого. Спасти положение могут установка хорошего кондиционера и отлаженная система вентиляции и отопления. Также рекомендуется в перерывах разрешать сотрудникам покидать помещение, которое многим кажется душным, и прогуливаться на свежем воздухе.

Не будет лишним время от времени напоминать подчиненным о пользе личной гигиены и профилактике простудных заболеваний. Если же возникла необходимость присутствовать на работе даже в случае болезни (например, сдача годового отчета или другая ситуация, требующая участия каждого члена коллектива), разумно будет обязать болеющего надеть маску или марлевую повязку.

Что касается советов сотрудникам, то прежде всего рекомендуется персонифицировать свое рабочее место. Это будет вашим своеобразным знаком отличия от остального коллектива и психологически упростит рабочий процесс: поставьте на стол какие-нибудь безделушки, открытки, повесьте на ручку ящика забавный брелок, если все это, конечно, позволяют правила вашего офиса. Это существенно снизит уровень напряжения, в некотором роде закрепив за вами часть пространства.

Существует несколько рекомендаций для сохранения внутреннего и внешнего спокойствия: например, поставьте телефон на режим вибрации, а личные разговоры, если есть необходимость, старайтесь все же вести в коридоре. Постарайтесь не пользоваться резкими духами сами и не стесняйтесь делать замечание коллеге в аналогичном случае.

Есть еще один способ привести нервную систему в порядок. Это игнорирование безопасных звуковых раздражителей. К безопасным раздражителям относятся те, которые хоть и напрягают вас, все же фактически не угрожают вашему благополучию. Например, перешептывание соседей по кабинету может отвлекать, но вреда от него будет значительно меньше, чем от чихающего поблизости коллеги. В последнем случае существует опасность заразиться, первый же существенно не влияет на вас.

Потратьте время, чтобы выяснить, какой звуковой безопасный раздражитель негативнее всего сказывается на вашем самочувствии. Придя домой, примите максимально удобную позу, сядьте или лягте и вспомните свой обычный рабочий процесс, постепенно подключая к нему раздражающий звук. Представьте, что он становится естественной составляющей ежедневного шума, как бы вливаясь в общую какофонию и растворяясь в ней.

Проделывая это упражнение чаще, желательно ежедневно, вы действительно перестанете так остро воспринимать неприятный чужой голос, постукивание печатающего принтера, цокот каблуков и тому подобное. Он станет частью равномерно шумящего офиса и перестанет вызывать резкую неприязнь.

Оpen-space – действительно не вполне удобный тип устройства рабочего пространства, однако умелое руководство и способность сотрудников идти на компромисс могут существенно облегчить жизнь и помочь компании добиться высоких результатов. Главное – помнить, что успех зависит от атмосферы в коллективе, которая напрямую связана с физическим и психологическим комфортом каждого сотрудника.